понедельник, 25 июня 2012 г.

Существует ли чистилище?




Ну рай и ад - это я еще могу понять: как говорится, что заслужил. Но вот с чистилищем, о котором говорят католики, как-то не совсем понятно. Это что, такое "исправительное учреждение" на небесах?- Анатолий Богданович, Барановичи

"...Каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытывает каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня"
(1 Кор 3, 13; ср. Макк 12, 38 и далее).



Из этого текста послания апостола Павла исходит католическая Церковь в своем учении о "чистилище". Немецкоязычные верующие часто употребляют слово "Fegfeuer" - "очищение огнем" ("fegen" означает "очищать", а Feuer - "огонь"). Это не совсем удачно выбранное слово, так как вызывает представление о палящем огне. Церковь в официальной латинской терминологии использует слово "purfatorium", что означает лишь "состояние очищения", а об огне и речи нет. Павел в своем тексте говорит скорее об очищении "как бы из огня", намекая, что его слова следует понимать как сравнение. Но какое все это имеет отношение к нашей жизни?


Многие знают, насколько тяжело бывает отвыкать от курения или иных вредных привычек. Даже если дурная привычка побеждена, долго еще мучит желание снова поддаться ей. Психологи называют такое состояние "непреодоленным прошлым". Суровая реальность нашей жизни такова, что приходится терпеть горькие последствия наших действий.


Точно так же и в нашем отношении к Богу. Человек готов принять Бога, пытается жить по вере, но сам еще "не перебродил", принципиальное решение не перевернуло всю его жизнь. Такой человек не совершит убийства или кражи, но всегда готов солгать или бросить оскорбление - ведь он не принимает это всерьез. Любовь и вера не успевают сделать нас такими, какими мы должны бы и могли бы стать. Подобные наклонности могут сохраняться и после смерти, пока человек не почувствует на себе всевидящего Божьего взгляда и не осознает с грустью свои недостатки. Как в зеркале видит он теперь свою слабость и несовершенство, болезненно ощущает потребность избавиться от них. Человек бесповоротно выбрал Бога, но надо смыть со своей жизни все грязные наносы. Так сразу после смерти начинается очищение человека. 

Чистилище, следовательно, - не какое-то место, а процесс, начавшийся в человеке, который только что попал к Богу, но еще не готов к жизни с Ним (Откр 21, 27). Над длительностью этого процесса не нужно задумываться, в данном случае для нас это не имеет значения.


В этой связи необходимо правильно понимать высказывание Иисуса: "...если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему не в сем веке, ни в будущем"(Мф 12, 32)

Эти слова с очевидностью подтверждают, что и в ином мире прощение и очищение еще возможны. Вот почему католики продолжают молиться за умерших, за покой их душ, особенно в праздник Поминовения усопших (2 ноября). Это соответствует идее общности всех верующих, их взаимосвязи и заступничестве друг за друга (ср. 1 Кор 12, 12). Поэтому действия и молитвы одного идут на пользу всем остальным верующим, в том числе и умершим. Что подобное возможно, предчувствовал еще Иуда Маккавей. Он был убежден, что покойным можно помочь молитвами и жертвоприношениями (2 Макк 12, 38 и далее). Поэтому с самого возникновения христианства стало привычным молиться за усопших, как подтверждают многие из нагробных надписей. Тертулиан (около 160-220 гг.) сообщает, что в годовщину смерти поминали покойных и в Евхаристии.


Дыялог 10/(109) 

Комментариев нет: